Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / В центре внимания / Бесплатные услуги банков будут облагаться НДФЛ – приведет ли это к рискам для дальнейшего развития банковских программ лояльности?

Бесплатные услуги банков будут облагаться НДФЛ – приведет ли это к рискам для дальнейшего развития банковских программ лояльности?

Мнения экспертов

08.02.2013
Российский налоговый портал

Бесплатные услуги для VIP-клиентов банков могут обложить НДФЛ. Об этом сообщает новость, размещенная на Российском налоговом портале.

По мнению налогового органа, доход в натуральной форме, полученный клиентами банка, подлежит включению в налоговую базу по НДФЛ. В этом случае банк признается налоговым агентом и, следовательно, обязан уведомить налоговые органы о получении физическими лицами дохода.

Настоящий спор решается в суде, дело передано на пересмотр и все ожидают окончательного вердикта ВАС РФ.

Российский налоговый портал обратился к экспертам высказать мнение по вопросу: как вы думаете, если высшие арбитры примут сторону налоговиков, не создаст ли это риски для дальнейшего развития банковских программ лояльности и продвижения банковских услуг?

И вот, что эксперты нам пишут:

 

Еременко Евгения
Еременко Евгения
8 февраля 2013 г. в 8:53

Налоговый юрист

Для определения налоговой базы по НДФЛ в виде дохода в натуральной форме совсем не обязательно, чтобы доход был получен безвозмездно. В натуральной форме могут быть получены вполне не безвозмездные доходы (например, заработная плата в определенной ее части) в налогообложении которых нет никаких сомнений. Возникновением налоговой обязанности у налогоплательщика НДФЛ является именно факт получения им дохода, независимо от его формы (денежной или натуральной). Поэтому очень странно, что суды первой и апелляционной инстанции сочли факт безвозмездности освобождающим от исполнения налоговой обязанности. Судьи ВАС, напротив, совершенно обоснованно обратились к нормам об освобождении доходов от налогообложения. Банку следовало бы учесть это при планировании своих программ лояльности.

Верещака Владимир
Верещака Владимир
8 февраля 2013 г. в 8:53

ООО «Издательство Гарант-Пресс», Руководитель специальных проектов

Я думаю, при любом варианте развития событий для банков это никаких проблем не создаст. Они, как и прежде буду оказывать эти услуги. Только в более завуалированной форме. Очень сложно разделить те или иные действия, которые необходимы для обслуживания клиента и безвозмездные услуги. Например, мне операционистка оказывала помощь в заполнении квитанции. Это что? Безвозмездная услуга или действия необходимые для осуществления платежа? Я как то склоняюсь ко второму варианту. Вот если бы она для меня сплясала, то это было бы безвозмездной услугой.

Соболев Михаил
Соболев Михаил
8 февраля 2013 г. в 8:54

Consulco International, Партнер Consulco Group, ведущий налоговый консультант на рынке СНГ

Думаю, что высшие арбитры проявят мудрость. И не поддадутся на провокацию налоговиков.

Васильев Андрей
Васильев Андрей
8 февраля 2013 г. в 8:55

ANV Business Process Outsourcing Services company (Краснодар), Бухгалтер

Статья 423 ГК РФ.

2. Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.

3. Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.

Из решения суда, нам известно, что без размещения на счете Ситибанка 1.3 млн руб. клиент не получил бы VIP-обслуживание.

Подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ указывает на необходимость безвозмездности сделок облагаемых налогом.

Поэтому, если из договоров и оферт Ситибанка прямо не следует что VIP-обслуживание оказывалось на безвозмездной основе, такие сделки НДФЛ не облагаются.

В то же время, подп.1 п.2 ст. 211 НК РФ не содержит требования о безвозмездности сделок, банку достаточно полностью оплатить кому-то услуги, оказанные в интересах клиента, что бы стоимость таких услуг определялась базой для НДФЛ. Исходя из имеющихся сведений, банк не только сам оказывал услуги клиентам, но и оплачивал иные услуги за своих клиентов. Вот почему необходимо удержать с таких доходов в натуральной форме НДФЛ или в порядке НК РФ сообщить в инспекцию о невозможности удержания налога.

Ответ:

1) Если из договоров с банком прямо не следует их безвозмездность, НДФЛ на соответствующие услуги оказанные банком не начисляется.

2) Услуги, которые банк оплатил третьим лицам за своих клиентов, подлежат обложению НДФЛ.

Илья Жуков
8 февраля 2013 г. в 8:55

На мой взгляд, этот тот самый случай, когда формальный подход налоговой инспекции сюда не подходит. Учитывая специфику банковской сферы и содержание договоров между клиентами и банком, банк правильно сослался на статью 214.2 налогового кодекса. Надо рассчитать максимальный необлагаемый процент (12%) и сопоставить с полученным доходом (выгоды от оказанных услуг). Необходимо учитывать сложившиеся отношения, и, в конце концов, их специфику.

Совсем не удивлен, что налоговая инспекция квалифицирует это как доход в натуральной форме. Но отношусь критически к формальному подходу. Теперь остается ждать рассмотрения дела Президиумом, и формулировки адекватных выводов.

Тищенко Светлана
Тищенко Светлана
8 февраля 2013 г. в 17:36

Аудиторско-консалтинговая группа «Градиент Альфа», Директор по стратегическому развитию

На сегодняшний день по вопросу налогообложения бонусов, предоставляемых физическим лицам от обслуживаемых ими банков, существует масса разъясняющих писем.

Это, в частности, письмо Минфина России от 08.11.2011 г. № 03-03-06/2/169. В том случае, если условия начисления и списания бонусов предусматривают обмен бонусов на вознаграждения в виде скидок на товары и услуги, предоставляемых организациями - участниками бонусной программы, имеют характер публичной оферты, и при этом вознаграждение в сумме начисленных клиентам бонусов перечисляется банком на счет управляющей компании программы, то сумма бонусных баллов, начисленных клиенту-физическому лицу за пользование услугами банка, не подлежит обложению НДФЛ. Объясняется это тем, что бонусные баллы, равные определенному денежному вознаграждению, можно рассматривать как авансовую оплату физическим лицом стоимости товаров и услуг.

Налогооблагаемая база по НДФЛ появляется только в том случае, если условия бонусной программы банка предусматривают определение и обмен бонусов на денежный эквивалент индивидуально по заявлению клиента, а денежный эквивалент перечисляется банком на счет торгового предприятия. Таким образом, оплачивается товар или услуга индивидуально каждому клиенту.

В соответствии с письмом Минфина России от 19.04.2012 г. № 03-04-08/0-78 условиями маркетинговых программ, реализуемых банками, может быть предусмотрено получение физическими лицами поощрений в виде товаров (работ, услуг), имущественных прав в обмен на бонусные баллы (зачет в оплату полной или частичной стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав бонусных баллов), возврат физическому лицу части затраченных средств на приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При этом данные поощрения предоставляются физическим лицам при соблюдении определенных условий, одним из которых выступает оплата покупок с использованием банковских (платежных) карт (совершение физическим лицом расходных операций по оплате банковских услуг).

Учитывая, что получаемое вознаграждение не является безвозмездно полученным, предоставление физическим лицам товаров (работ, услуг), имущественных прав, стоимость которых полностью или частично оплачена бонусными баллами, возврат физическому лицу части средств от суммы произведенных операций с использованием банковских (платежных) карт можно рассматривать как скидку, которая не приводит к возникновению объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц.

Таким образом, при получении товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом скидок, эквивалентных сумме бонусных баллов, дохода, подлежащего налогообложению, у физического лица не возникает.

Начисляемые за пользование услугами банка бонусные баллы, равные определенному денежному вознаграждению, которые могут быть зачтены в оплату полной или частичной стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, предоставляемых иными организациями – участниками бонусной программы, можно рассматривать как авансовую оплату физическим лицом стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В указанных случаях дохода, подлежащего налогообложению, у физического лица также не возникает.

Следует отметить, что данную информацию Федеральная налоговая служба доводила до сведения нижестоящих налоговых органов письмом от 18.06.2012 г. № ЕД-4-3/9958@, о чем, в частности свидетельствуют разъяснения УФНС по Кабардино-Балкарской Республике от 13.07.2012 г.

Захаров Константин
Захаров Константин
10 февраля 2013 г. в 23:14

Пенсионер МВД

Мы уже обсуждали на данной портале инициативу Минфина - включить в облагаемую базу по НДФЛ выпитую сотрудниками воду из кулеров. Потом речь уже пошла о туалетной бумаге, которой безвозмездно пользуются сотрудники и посетители организаций.

Слава богу, что инициаторы, прочитав наши мнения отказались от своей затеи.

Мамина Ирина
Мамина Ирина
11 февраля 2013 г. в 10:21

ООО «Аудиторско-консалтинговое партнерство Маминой», Генеральный директор

Эта новость нисколько не удивила. По налогу на прибыль приведенный подход: «неоплаченная налогоплательщиком выгода облагается налогом на прибыль» господствует с 2005 года и приведен в Информационном письме Президиума ВАС РФ № 98 от 22.12.2005 г.
Поэтому распространение «прибыльной» практики на НДФЛ выглядит логичным следствием фискальных и судебных позиций.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться