Аналитика / В центре внимания / «Горизонтальный мониторинг» как новый метод налогового контроля
«Горизонтальный мониторинг» как новый метод налогового контроля
Эксперты высказали свое мнение
24.12.2012Российский налоговый порталНа Российском налоговом портале была размещена новость, в которой рассказано: глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин сообщил, что ФНС планирует заключать с крупными компаниями соглашения о налоговом контроле по новым правилам – горизонтальный мониторинг.
Предполагается, что компания (которая будет использовать этот метод) заблаговременно будет раскрывать налоговому органу все бухгалтерские сведения. Это, в свою очередь, позволит избежать выездных проверок.
Как Вы относитесь к такому предложению «избежать выездного контроля»? Ответ на этот вопрос дали эксперты Российского налогового портала.
Темы: Налоговое право  
Налоговое право
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
Налоговое право
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
© 2006-2024 Российский налоговый портал.
Комментарии
юрист
Метод налогового контроля, который получил название горизонтального мониторинга, означает, что компания в режиме реального времени предоставляет налоговой службе достоверные сведения о своей деятельности, сообщает своему инспектору обо всех налоговых рисках, советуется, как поступить в той или иной ситуации, и только после ответа инспектора совершает хозяйственную операцию. Поэтому у налогового органа не возникает необходимости регулярно проверять данного налогоплательщика.
Вместе с тем, горизонтальный мониторинг не отменяет вертикальный надзор (наличие проверок так таковых). Данный метод контроля основан, прежде всего, на доверии и означает создание культуры консультирования и сотрудничества.
Каким образом такое сотрудничество может быть достигнуто в наших реалиях, говорить сложно. С одной стороны решения налоговых органов зачастую обжалуются в суде, с другой – нет культуры уплаты налогов и осознания значимости соблюдения закона.
Аутсорсинговое подразделение BDO в России, Генеральный директор
В настоящее время у налоговых и правоохранительных органов уже есть инструменты для борьбы с налоговой оптимизацией. ФАС уже давно определил концепцию деловой цели, как обоснования для тех или иных сделок. При этом дальнейшее развитие законодательства в этом направлении выглядит вполне логичным, поскольку регулирование на уровне постановлений ВАС имеет свои ограничения. Законодательные инициативы в этой области требуют очень высокой квалификации от законодателя и использование международного опыта просто необходимо. С одной стороны, в налоговой оптимизации активно используется международное законодательство и российские нормы должны вписываться в его структуру. С другой стороны, необходимо использовать опыт других стран в проведении границы между допустимой практикой и злоупотреблением. Например, как рассматривать юридическое лицо, созданное впрок и пока не ведущее деятельность? Или как рассматривать разделение бизнеса на несколько юридических лиц по видам деятельности, если один из видов деятельности подлежит льготному налогообложению, но только в рамках отдельного юридического лица. Такие ситуации вряд ли должны рассматриваться как злоупотребление и должны четко дифференцироваться на уровне законодательства. Если же законодатель опять оставит пространство для вольной интерпретации критериев недобросовестности, эти новации станут очередной кормушкой для коррупционеров.
www.taxanalytics.ru, Руководитель проекта, консультант
В связи с введением данного «горизонтального контроля» возникает несколько вопросов. В чьих интересах вводится данный порядок: уклон будет сделан в сторону облегчения бремени налогоплательщика, или возможности ФНС проводить фактически постоянный мониторинг деятельности крупных компаний. Может так случится, что крупнейшие налогоплательщики, даже пойдя добровольно на заключение такого соглашения, подпадут под состояние постоянной камеральной налоговой проверки.
В связи с этим есть другой вопрос: будет ли ограничен срок, в течение которого налоговый орган имеет право запрашивать дополнительную информацию и перечень документов. И насколько все-таки велика вероятность налогоплательщика избежать выездной проверки, если это право налогового органа? Должны быть выработаны какие-то критерии, позволяющие показать достаточность мер «горизонтального контроля». Иначе данный институт будет также «популярен» как соглашение о ценообразовании.
Нужно пойти дальше. Налоговую и коммерческую тайну налорги хранить обязаны, так пусть и ведут бухгалтерский и налоговый учет. Предприятие собирает бумажки, прямиком их направляет в ИФНС, а они правильно и достоверно формируют отчетность для себя-же.
Они вам наформируют отчетность! :)
ООО «Аудиторско-консалтинговое партнерство Маминой», Генеральный директор
Позабавил термин «избегание проверок». Напротив, такая процедура означает непрерывную выездную налоговую проверку. Сомневаюсь, что компании будут заинтересованы в «удаленном доступе к своим внутренним базам».
Возможность заключения с налоговиками предварительных налоговых соглашений по последствиям сделки выгодна компаниям. Однако «бесплатно» инспекторы оказывать эту государственную услугу отказываются только лишь в обмен на полное раскрытие информации.
В условиях, когда налоговый орган по определению не является дружественным по отношению к налогоплательщику, такой постоянный надзор чреват еще большими санкциями.